Программа БЖД Экономика
Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Кыргызско-Российский Славянский университет
Естественно-технический факультет
Кафедра «Устойчивое развитие окружающей среды и безопасность жизнедеятельности»
УТВЕРЖДАЮ
декан факультета: Юриков В.А.
___________________________
"____"______________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки: 080100 ЭКОНОМИКА
Профили подготовки: Бух. учет, анализ и аудит; Коммерция; Экономика труда; Финансы и кредит; Налоги и налогообложение; Экономика предприятий и организаций; Математические методы анализа в экономике.
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Бишкек 2011
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является формирование у обучающихся представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Безопасность жизнедеятельности относится к фундаментальным
естественнонаучным дисциплинам и включена в базовую часть ООП, профессионального цикла: Б-3.
На изучение дисциплины отводится 2 зачетные единицы, т.е. 72 академических часа. Из них 18 часов лекционных и 18 часов практических занятий. Самостоятельная работа составляет 36 часов. Дисциплина изучается в 1 семестре, итоговый контроль – зачет.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Обучающийся должен знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
Обучающийся должен уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен владеть: навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы
Общества.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) __________________________________________________________________
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: характеристику опасностей системы "человек- среда обитания";
научные и организационные основы систем защиты окружающей среды от выбросов, формируемых в технологических процессах;
правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
методы и средства контроля параметров условий жизнедеятельности при конкретном производстве;
- Уметь: анализировать и оценивать степень риска проявления факторов опасности технологических процессов и оборудования, а также опасных факторов, возникающих при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
осуществлять безопасную эксплуатацию технических систем и объектов, не причиняя вреда окружающей природной среде;
- Владеть: готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способностью находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-8);
Примечание: курсивом здесь и далее набран текст из стандарта соответствующего направления.
4. Структура и содержание дисциплины Безопасность жизнедеятельности
4.1. Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | *Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). | |||||||
всего | ауд | лк | пр (сем) | лб | СРС | |||||||
Модуль 1 | ||||||||||||
|
Раздел1.Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. |
1 | 1-4 | 14 | 10 | 4 | 6 | 4 | ||||
|
Раздел 2.Опасности техносферы |
1 | 5,6 | 6 | 2 | 2 | 4 | |||||
|
Раздел 3. Человек и опасности техносферы. |
1 |
7-9 |
16 | 8 | 4 | 4 | 8 |
Зачет по модулю 1(**КР) (9неделя) |
|||
Модуль 2 | ||||||||||||
|
Раздел 4. Защита от опасных воздействий в техносфере |
1 |
10- 13 |
16 | 8 | 4 | 4 | 8 |
Реферат (14 неделя) |
|||
|
Раздел 5. Защита от чрезвычайно опасных воздействий в техносфере. |
1 |
14 15 |
8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||||
|
Раздел 6. Современный уровень БЖД в отраслях экономики. |
1 |
16 17 |
5 | 3 | 1 | 2 | 2 | ||||
|
Раздел 7. Управление безопасностью жизнедеятельности. |
1 |
18 |
7 |
1 |
1 |
|
6 |
Зачет по модулю 2 (КР) (18 неделя) |
|||
Всего – по семестру | 18 | 72 | 36 | 18 | 18 | 36 | ||||||
Итого – по дисциплине | 18 | 72 | 36 | 18 | 18 | 36 | Зачет | |||||
* Контроль успеваемости в выбранной форме, отнесенной к какой-либо неделе, предполагает только время проведения контроля. Содержание и объем контролируемой части дисциплины (модуля) определяется отдельным параграфом «Порядок и условия изучения и контроля занятий по дисциплине» в разделе 5 программы.
**КР – контрольная работа
4.2. Содержание дисциплины
Теоретическая часть дисциплины | Неделя семестра |
Колич. час. всего/лк |
|
---|---|---|---|
Модуль 1 | |||
Раздел 1 |
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. |
1-4 |
16/4 |
Тема 1.1(И) | Основные понятия, термины и определения. | ||
Тема 1.2 |
Основные положения теории риска. |
||
Раздел 2 |
Опасности техносферы |
5,6 | 8/2 |
Тема 2.1 | Причины, виды и масштабы негативного воздействия в техносфере. | ||
Раздел 3 |
Человек и опасности техносферы. |
7,9 | 14/4 |
Тема 3.1 (И) | Характеристика основных форм деятельности человека. Эргономика. | ||
Тема 3.2 | Физиологические характеристики человека. | ||
Тема 3.3 | Психофизиологическая деятельность человека и психология в проблеме безопасности. | ||
Тема 3.4 | Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. | ||
Модуль 2 | |||
Раздел 4. | Защита от опасных воздействий в техносфере | 10-13 | 18/4 |
Тема 4.1 (И) | Воздействие негативных факторов и защита от них.Вредные вещества. | ||
Акустические и механические колебания. | |||
Раздел 5. |
Защита от чрезвычайно опасных воздействий в техносфере. |
14,15 | 8/2 |
Тема 5.1 (И) | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. | ||
Раздел 6 |
Современный уровень БЖД в отраслях экономики. |
16-17 | 5/1 |
Тема 6.1 |
Современный уровень БЖД в отраслях экономики. |
||
Раздел 7. | Управление безопасностью | 18 | 3/1 |
Тема 7.1 | Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД. | ||
Тема 7.2 | Экономические аспекты БЖД. | ||
Итого по дисциплине | 18 | 72/18 |
Содержание практических и семинарских занятий:
Практические (семинарские) занятия | Неделя семестра | Количество часов | |
Модуль 1 | |||
Раздел 1. |
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. |
1,3 | 4 |
Тема 1.1 | Оказание первой помощи при травмах. | ||
Вопросы темы: |
1.Правила и способы оказания первой помощи. 2.Табельные и подручные средства оказания первой помощи. 2.Раны. Правила наложения повязок. 3.Виды кровотечений. Первая помощь. 4.Переломы. Первая помощь. 5.Термические ожоги. Холодовая травма. Первая помощь. 6.Ушибы, синдром длительного сдавления мягких тканей конечностей, контузии, электрошок, порядок оказания доврачебной помощи. 7.Шок, первая помощь. 8.Первая помощь утопающему. . . Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.227-240,[3б] – стр.246-297 [23б] - стр. 1-26 |
||
Тема 1.2 | Определение риска гибели людей от различных опасностей. | 5 | 2 |
Вопросы темы: |
1.Понятие риска. Виды риска. 2.Концепция приемлемого риска. 3. «Дерево причин и опасностей» как система. 4.Решение задач. Литература: [1а] - стр. [22б] - стр. 1-16 [2б] – стр.372-374, |
||
Раздел 3. | Человек и опасности техносферы | 7 | 2 |
Тема 3.4 (И) |
Комфортные и допустимые условия микроклимата. |
||
Вопросы темы: |
1.Микроклимат и воздушная среда рабочей зоны. Основные понятия и определения. 2.Влияние микроклимата на работоспособность человека. 3.Нормирование параметров микроклимата. 4.Тепловые излучения и влияние их на организм человека. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.64-104 [2б] – стр.53-60 [18б] - стр. 1-20 |
||
Тема 3.4 | Бытовое и производственное освещение. | 9 | 2 |
Вопросы темы: |
1.Виды и системы освещения. 2. Требования к системам освещения. 3.Естественное и искусственное освещение. 4.Светильники и источники света. 5. Расчет освещенности. 6. Контроль освещения. 7. Нормирование естественного освещения Литература: [1а] - стр. [2а] - стр. 80-89 [2б] – стр30-49. [21б] - стр.1-20 |
||
Модуль 2 | |||
Раздел 4. | Защита от опасных воздействий в техносфере | 10-13 | 4 |
Тема 4.1 |
Вредные вещества. |
||
Вопросы темы: |
1.Нормирование концентрации вредных веществ в воздушной среде рабочей зоны. 2.Методы контроля состояния воздушной среды. 3.Методы и средства обеспечения чистоты воздушной среды. 4.Средства индивидуальной защиты от вредных веществ. 5.Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр. 165-172 [2б] – стр.86-100, [19б,20б] - стр. 1-17 |
||
Тема 4.2 | Акустические и механические воздействия. | ||
Вопросы темы: |
1.Физические характеристики и измерение шума. 2.Действие шума на организм человека. 3.Нормирование производственного шума. 4.Методы защиты от производственного шума. 5.Средства индивидуальной и коллективной защиты. 6.Вибрация. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.144-150 [2б] – стр.60-86 |
||
Раздел 5. |
Защита от чрезвычайно опасных воздействий в техносфере. Основные средства тушения пожаров |
15 | 2 |
Вопросы темы: |
1.Причины возникновения пожаров и взрывов в помещениях и производственных процессах 2.Опасные факторы при пожарах и взрывах. 3.Основные сведения из теории естественного окисления, теплового самовоспламенения и цепных реакций. 4.Оценка пожароопасности веществ и материалов. 5.Системы и средства пожаротушения, пожарной автоматики и сигнализации. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.277-287 [2б] – стр.392-421 |
||
Раздел 6 |
Современный уровень БЖД в отраслях экономики. |
17 | 2 |
Тема 6.1 | Безопасность при работе с ПВМ. | ||
1.Гигиенические требования и организация работ. 2.Электромагнитная безопасность рабочих мест. 3.Планировка рабочих мест. 4.Нормативные документы по безопасности и аттестации рабочих мест. 5.Здоровье человека и компьютер. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр. 151-161 [2б] – стр.100-116, [24б] – стр.1-94. |
|||
Итого по дисциплине | 18 | 18 |
Самостоятельная работа студентов:
Содержание материала дисциплин, вынесенного на СРС | Неделя семестра | Количество часов | Форма контроля | |
Модуль 1 | ||||
Раздел 1. |
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. |
1-4 | 4 | |
Тема 1.1 |
Основные понятия, термины и определения. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.5-31 [4б] – стр.56-106 [3б] – стр.224-297 |
2 | Вопросы в КР по модулю 1 | |
Тема 1.2 |
Основные положения теории риска. Литература: [22б] – стр.1-16, [2б] - стр.372-374 |
2 | Вопросы в КР по модулю 1 | |
Раздел 2. | Опасности техносферы. | 5,6 | 4 | |
Тема 2.1 |
Причины, виды и масштабы негативного воздействия в техносфере. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.-107-191 [4б] – стр.74-110 |
Вопросы в КР по модулю 1 | ||
Раздел 3. | Человек и опасности техносферы | 8 | ||
Тема 3.1 (И) |
Характеристика основных форм деятельности человека. Эргономика. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.58-64 |
3, 4 | Вопросы в КР по модулю 1 | |
Тема 3.2 |
Физиологические характеристики человека. Литература: 4б] - стр.132-144 , [2а] - стр.64-77 |
|||
Тема 3.3 |
Психофизиологическая деятельность человека и психология в проблеме безопасности. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.93-98 [4б] – стр.295-303 |
|||
Тема 3.4 |
Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.69-104 [2б] – стр.68-78 |
|||
Модуль 2 | ||||
Раздел 4. |
Защита от опасных воздействий в техносфере Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.107-184 [2б] – стр.53-130 |
8 | Реферат | |
Раздел 5. |
Защита от чрезвычайно опасных воздействий в техносфере. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.240-324 [2б] – стр.358-471 |
16 | 4 | Вопросы в КР по модулю 2 |
Раздел 6. |
Современный уровень БЖД в отраслях экономики. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.347-357 [2б] – стр.601-611 |
17 | 2 | Вопросы в КР по модулю 2 |
Раздел 7. |
Управление безопасностью [1а] - стр. [2а] - стр.331-339 [2б] – стр.478-504 |
18 | 6 | Вопросы в КР по модулю 2 |
Итого по дисциплине | 36 |
5. Образовательные технологии
5.1. Порядок и условия изучения и контроля знаний по дисциплине.
На организационном или первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов те условия и требования, которые должны соблюдаться в течение всей работы над этой дисциплиной.
Порядок изучения и контроля данной дисциплины включает следующие пункты:
- информацию о структуре учебного курса и его деления на отдельные модули;
- виды, время и форма проведения текущего, промежуточного и итогового контроля знаний (зачёт);
- критерии и правила оценки ответов студентов;
- способ и шкала оценивания при проведении контрольных мероприятий всех видов;
- учёт, с возможной оценкой в баллах, всех действий студента, связанных с изучением данной дисциплины (пропуски занятий - по уважительной и неуважительной причинам; позитивная активность на занятиях; демонстрация заинтересованности и результативности обучения и т.д.).
В изучаемой дисциплине «Экология» принято количество модулей - два. Баллы за усвоение содержания дисциплины распределены так:
Модуль 1 – 30 баллов;
Модуль 2 – 30 баллов;
Промежуточная аттестация – 40 баллов.
Отведённые на каждый модуль оценочные баллы учитывают все контрольные мероприятия, определённые для данной дисциплины пунктом 4 её рабочей программы. Часть этих баллов, наряду с оценками текущей успеваемости, выделена для учёта посещаемости занятий студентом, его активности и других способов и мотиваций заинтересованности студента в освоении дисциплины.
Оценка текущей успеваемости производится как по разделам, вынесенным на аудиторную работу, так и на самостоятельную – СРС.
В дисциплине принята разбивка 100 баллов по видам контрольных мероприятий:
- Письменный тест по 1 модулю – 20 баллов;
- Контроль СРС по 1 модулю – 10 баллов;
- Письменный тест по 2 модулю – 20 баллов;
- Контроль СРС по 2 модулю – 10 баллов;
- Реферат- 25 баллов;
- Активность студента на семинарах – 10 баллов;
- Посещаемость занятий – 5 баллов.
ИТОГО 100 баллов.
Ниже приведена таблица, показывающая соотношение различных систем оценки знаний:
Оценка по 100-бальной шкале | Оценка по традиционной системе |
95-100 | Отлично |
90-94 | |
85-89 | Хорошо |
80-84 | |
75-79 | |
70-74 | Удовлетворительно |
65-69 | |
60-64 | |
55-59 | |
50-54 | |
0-49 | Неудовлетворительно |
5.2. Технологии проведения занятий
Традиционная форма
Интерактивные формы:
- деловые игры
- работа в малых группах
- кейсовое обучение
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями отечественных и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:
1.Что такое безопасность жизнедеятельности (БЖД)? Какие цели и задачи
ставит перед собой БЖД?
2. Какие применяются основные положения и документы?
3.Что такое «Система стандартов безопасности труда»?
4. Какие организации ведут надзор за соблюдением основных требований?
5. Что изучает эргономика? Виды совместимостей.
6. Какие эргономические показатели используют для оценки качества
производственной среды?
7. Что понимается под «Психологией БЖД»? Виды психических состояний.
8. Понятие производственной травмы и производственного травматизма.
- Обязанности и ответственность администрации при НС на производстве.
- Охарактеризуйте методы анализа причин производственного травматизма.
- Чем характеризуются условия труда?
- Виды и содержание инструктажей.
- Что такое производственная санитария (ПС)? Задача ПС.
- Сформулируйте понятие и назовите виды профессиональных вредностей производственной среды.
17. Какие изменения и заболевания могут развиваться в организме, работающих при воздействии неблагоприятного производственного микроклимата?
- Какой документ регламентирует требования к производственному микроклимату?
- Перечислите мероприятия по защите от неблагоприятного действия, перегревающего и охлаждающего производственного микроклимата.
- Охарактеризуйте источники и дайте классификацию производственной пыли.
- Какие заболевания возникают при воздействии производственной пыли на организм человека?
- Назовите меры профилактики пылевых заболеваний.
- Укажите возможные пути поступлении и превращения вредных веществ (ядов) в организме.
- Какое влияние оказывают вредные вещества на организм человека?
- Перечислите меру профилактики профессиональных отравлений.
27. Укажите способы нормирования и допустимые уровни вибрации.
- Какие методы используются для снижения уровня вибраций машин и оборудования?
- Перечислите гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, применяемые при вибрации.
- Понятие шума, единицы его измерения и классификация шумов.
- Какие изменения возникают при действии шума на организм человека?
- Укажите методы нормирования и допустимые уровни шума.
- Какие мероприятия используются для борьбы с шумом на производстве?
35.В чем сущность приточной и вытяжной вентиляции? Как различают вентиляцию по назначению?
- Что такое воздухообмен?
- Каковы преимущества кондиционирования воздуха?
- Каково социально-гигиеническое значение рационального освещения помещений?
- Назовите виды производственного освещения и единицы измерения уровня освещения.
- Что понимается под «электробезопасностью»? Какое действие оказывает электроток на организм?
- Как осуществляется безопасность при эксплуатации электроустановок? Оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока.
- Что такое «пожар», «горение»? Как осуществляется организация пожарной безопасности?
- Что такое «огнестойкость»? Какие существуют средства обнаружения и тушения пожаров?
- Перечислите способы очистки вредных веществ от пыли и газообразных веществ.
- Какие методы и технические устройства применяются для очистки промышленных и хозяйственно бытовых сточных вод?
- Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций (ЧС).
- Раскройте понятие и назовите основные признаки ЧС.
- Какие бывают очаги поражения. Стадии ЧС.
- Перечислите принципы и способы защита населения и территорий в ЧС.
Комплект демонстрационного варианта теста:
БЖД. М 1.
- Указать неверное высказывание:
б) Риск – это количественная оценка опасностей
в) Любая деятельность потенциально опасна
г) Концепция приемлемого риска – это обеспечение абсолютной безопасности.
2.Методы определения риска:
а) Инженерный, модельный, экспертный, социологический
б) экономический, экологический, социальный
в) предварительный анализ опасности, выявление последовательности опасных ситуаций, анализ последствий;
г) совершенствование технических систем и объектов, подготовка персонала.
3.Что такое таксономия?
а) это центральное понятие БЖД, под которым понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека;
б) это наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов
в) это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий
г) это распознание образа с указанием количественных характеристик и координат опасности
4. Указать неверное высказывание:
а) Явления, объекты, воздействия и др. процессы, вызывающие нежелательные последствия называются опасностями;
б) Различают опасности реальные и потенциальные
в) Квантификация опасностей – это процесс их выявления, определения пространственных и др. характеристик
г) Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами
5.Кто является автором знаменитого изречения: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом, другая – лекарством»?
а) Гиппократ в) Ломоносов М.В.
б) Парацельс г) Аристотель
6. БЖД – это:
а) состояние жизнедеятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей
б) безопасность железных дорог
в) научная дисциплина, изучающая опасности на производстве
г) научная дисциплина, изучающая условия труда на производстве
7. Суть концепции приемлемого риска состоит …
а) в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени;
б) в обеспечении абсолютной безопасности
в) в стремлении обеспечить нулевой риск
г) в достижении бескомпромиссных отношений между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
8.Из каких стадий состоит процесс изучения опасностей: А) анализ последствий;
Б) предварительный анализ опасности; В) введение ограничений на анализ;
Г) таксономирование опасностей? Выбрать правильный вариант последовательности изучения опасностей:
а) А, Б, В, Г б) А, Б, В
в) Б, В, А г) Г, Б, В, А.
9.Системный анализ безопасности - это …
а) совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам безопасности.
б) совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат (цель)
в) априорный анализ нежелательных событий
г) апостериорный анализ нежелательных последствий
10.Классификация принципов безопасности:
а) по природе происхождения, по локализации, по степени воздействия
б) ориентирующие, по вызываемым последствиям, по приносимому ущербу
в) по времени проявления опасностей, организационные, управленческие
г) ориентирующие, технические, организационные, управлвенческие.
11.Какие принципы безопасности относятся к организационным ?
а) принципы классификации, системности, активности оператора
б) блокировки, защиты расстоянием, экранирования
в) защиты временем, информации, эргономичности
г) принципы контроля, ответственности, стимулирования, управления
12. Обеспечения безопасности достигается следующими методами:
а) А – пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы;
Б - нормализация ноксосферы; В – приемы, направленные на адаптацию человека к
соответствующей среде и повышение его защищенности
б) А - разделение опасной зоны и рабочей зоны; Б - нормализация микроклимата помещения; В – нормализация ноксосферы
в) А – нормализация ноксосферы; Б – нормализация атмосферы, В - адаптация человека к технике.
г) А – совмещение гомосферы и ноксосферы; Б - нормализация микроклимата рабочего помещения; В – адаптация человека
13. Выбрать неверное высказывание об эргономике:
а) эргономика – это наука о труде
б) эргономика изучает функциональные возможности человека в процессе деятельности с целью создания таких условий, которые делают деятельность эффективной и обеспечивают комфорт для человека
в) эргономика стремится приспособить человека к технике
г) в области эргономики выделяют пять видов совместимостей
14. Какой из анализаторов человека обладает наибольшей величиной адаптации?
а) слуховой в) тактильный
б) зрительный г) обоняние и вкус
15. К каким принципам обеспечения безопасности относится принцип «слабого звена»?
а) ориентирующим в) организационным
б) техническим г) управленческим
16. Принцип нормирования …
а) заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности
б) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями
в) заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности
г) состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление
17.Выбрать неверное высказывание
а) Под надежностью технических средств понимается свойство системы (устройства) выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки
б) Под управлением БЖД понимают организованное воздействие на систему «человек – среда» с целью достижения заданных результатов
в) Управлять БЖД – это осознано переводить объект из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное)
г) Требование системного подхода в управлении БЖД заключается в учете несчастных случаев за определенный период
18.Какие виды совместимостей между характеристиками человека и окружающей среды рассматривает эргономика?
а) техническую, химическую, биологическую, информационную, биофизическую
б) психофизическую, энергетическую, информационную, пространственную
в) биофизическую, информационную, пространственную, эстетическую
г) информационную, биофизическую, энергетическую, пространственно-антропометрическую, технико-эстетическую
19.Биофизическая совместимость
а) заключается в обеспечении удовлетворенности человека от процесса труда
б) предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями оператора в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений
в) подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние оператора
г) предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства.
20.Кто является автором идеи «автотрофности» человечества?
а) Э.Зюсс в) В.Н. Сукачев
б) В.И. Вернадский г) Э. Геккель
21. Природными аспектами БЖД рассматривается:
а) предмет и задачи экологии в) вопросы охраны окружающей среды
б) экологические факторы г) опасности природной стихи
Темы рефератов:
№ | Наименование |
1 | Физиологическое действие метеорологических условий на человека. |
2 | Профилактика неблагоприятного воздействия микроклимата. |
3 | Энергетические загрязнения техносферы. |
4 | Негативные факторы производственной среды. |
5 | Негативные факторы при ЧС. |
6 | Системы восприятия человеком состояния внешней среды. |
7 | Травматизм и профессиональные заболевания. |
8 | Токсические вещества и защита от них. |
9 | Эвакуация людей при ЧС. |
10 | Защита от энергетических воздействий. |
11 | Средства индивидуальной защиты. |
12 | Общие сведения о ЧС. Устойчивость промышленных объектов. |
13 | Прогнозирование параметров анальных зон. Ликвидация последствий ЧС. |
14 | Управление безопасностью жизнедеятельности. |
15 | Решение вопросов охраны труда в проектной документации. |
16 | Определение размеров зон заражения СДЯВ (сильно – действующие ядовитые вещества). |
17 | Международное сотрудничество в области БЖД. |
18 | Основы гармоничного сосуществования общества и природы. |
19 | БЖД и жилая (бытовая) среда. |
20 | Организация и управления противопожарной безопасностью. |
21 | Понятие риска. Управление и анализ риска. |
22 | Микроклимат рабочего места, его влияние на работу трудящихся. |
23 | Освещенность рабочей зоны. Характеристика освещенности. |
24 | Рабочая зона и основные требования к ней. |
25 | Нормативные и законодательные документы по БЖД. |
26 | Система стандартов и их классификация. ССБТ. |
27 | Факторы и условия поражения человека электрическим током. Действие его на организм человека. |
28 | Электробезопасность. Электрозащитные средства. |
29 | Основы проектирования технических решений пожарной безопасности зданий и сооружений. |
30 | Технические средства тушения пожаров. |
31 | Вредные привычки и их социальные последсвтия |
32 | Основы гармоничного сосуществования общества и природы |
33 | Эргономика в условиях производства |
34 | Инженерная защита. Классификация убежищ. Требования к заблаговременно возводимым убежищам |
35 | Права и обязанности граждан в условиях ЧС. Закон “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” |
- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ (ГЛОССАРИЙ)
Авария — происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно экономически или нецелесообразно.
Атмосфера — воздушная оболочка земли, состоящая из азота (78,08%), кислорода (20,95%), инертных газов (0,94%), углекислого газа (0,03%).
АХОВ — вещества способные при авариях переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.
Безопасность — состояние деятельности человека, при котором с определенной долей вероятности исключено проявление
опасности.
Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Безопасность производственного оборудования — свойства производственного оборудования сохранить соответствие требованиям безопасности труда при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
Безопасность производственного процесса — свойства производственного процесса сохранить соответствие требованиям безопасности в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
Биологические опасности — опасности, происходящие от
живых организмов.
Биология — наука, изучающая закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах.
Биосфера — оболочка жизни, область существования живого вещества. Оболочка Земли, где существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности.